Инвентаризация, не выходя из кабинета

Инвентаризация, не выходя из кабинета

Чтобы эффективно конкурировать на рынке, предприятия планируют своё развитие, модернизируют оборудование, совершенствуют технологические процессы. Для успешной реализации данных мероприятий любому хозяйственнику необходимо располагать реальными данными о финансовом положении предприятия, владеть достоверными сведениями об имуществе, находящемся в его распоряжении (объёме, состоянии, правильности оценки), что возможно установить при проведении инвентаризации, сверив фактическое наличие и состояние имущества с данными бухучёта.
Как показали контрольно-аналитические мероприятия, проведённые Комитетом государственного контроля Брестской области, в ряде организаций инвентаризация либо вообще не проводится, либо проводится с нарушением действующего законодательства.
Например, в ходе проверки одного из предприятий Ивацевичского района установлено, что руководителем издан приказ о проведении инвентаризации, однако она надлежащим образом не проведена. Меры ответственности к председателю и членам инвентаризационной комиссии руководителем предприятия не применялись. При этом в ходе проведённой Комитетом внеплановой инвентаризации выявлено 52 неучтённых здания (сооружения) 1962-2010 годов постройки и ряд иных излишков товарно-материальных ценностей. Сооружения и ТМЦ поставлены на учёт, доначислены налоговые платежи. Интересно, что в ходе проводимых предприятием инвентаризаций прошлых лет излишков не выявлялось.
Отдельные руководители «забывают», что инвентаризация обязательна как при смене материально-ответственных лиц, так и перед составлением годовой бухгалтерской отчётности.
Например, в ходе проверки одного из сельхозпредприятий Брестского района установлено, что перед составлением годовой бухгалтерской отчётности инвентаризации незавершённого строительства и обязательств не назначались и не проводились. При смене материально-ответственных лиц (бригадиров животноводческих ферм) — 7 раз — инвентаризации не проводились ни в одном из случаев. Комитетом госконтроля выявлены излишки, а также недостача различных ветеринарных препаратов.
В соответствии с законодательством при инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и оформляет опись, в которой указываются инвентарные номера основных средств. Однако, при осмотре территории предприятий проверяющими устанавливается отсутствие на многих объектах основных средств (зданиях и сооружениях) инвентарных номеров, что может свидетельствовать о формальном проведении инвентаризации субъектами хозяйствования. Как результат — недостоверность сведений о фактическом наличии объектов основных средств, содержащихся в инвентаризационных описях, невозможность сопоставления фактического наличия основных средств с данными бухгалтерского учёта.
Ответственному бухгалтеру, соблаговолившему выйти из кабинета при проведении инвентаризации, представилась бы возможность избежать нарушений в части неправильного применения к объектам основных средств норм амортизационных отчислений, а соответственно и определения остаточной стоимости объектов основных средств.
Основной причиной повторяющихся из года в год нарушений являются поверхностный и непринципиальный подход отдельных руководителей. Главную скрипку здесь, конечно же, должны играть начальник и главный бухгалтер предприятия. И ведь хозяин вроде как есть, но зачастую назвать его таковым не получается, и суть не только в постановке на учёт бесхозного добра. Важно донести до тех, кому это имущество передано в управление, как правильно найти ему применение и как извлекать максимум выгоды для предприятия, работников и в конечном итоге государства.

Поделиться ссылкой:

Popularity: 1%

Top