«Не делайте из еды культа», – учил молодой Остап Бендер старика Паниковского в известном произведении Ильфа и Петрова «Золотой телёнок». Однако жизнь – не сатирический роман, пусть и написанный талантливыми авторами. Перефразируя давнее выражение, тому, кто в своей собственной стране на всех уровнях не поддерживает отечественную кухню, раньше или позже придётся заменять ее блюдами чужеземной гастрономии, теряя при этом важную частичку собственной идентичности.

Позитивный имидж и образ Беларуси как государства, бережно сохраняющего свою историю, традиции, родную природу, у жителей других стран мира формирует определённый ассоциативный ряд, в котором достойное место занимают бренды первого региона, – мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», Беловежская пуща, мясная и молочная промышленность. И в том ряду есть отдельный промежуток для сельскохозяйственной культуры, которую не только мы с полным правом считаем своей. Иными словами, для иностранцев ближней и дальней дуги картофель и всё, что из него готовят, является столь же узнаваемой составляющей, как белорусские трактора, автобусы, продукты питания, успешно экспортируемые в самые разные уголки земного шара.
Стоил ли удивляться естественному желанию иностранца, прибывшего в гостеприимную и радушную, в буквальном смысле открытую во всех смыслах Беларусь — по безвизу, без излишних административно-бюрократических проволочек – насладиться вкусом блюд из картофеля, о которых ранее они только слышали, читали, узнавали по Интернету??
И будет ли им в полной мере предоставлена такая возможность? Если в столице эти базовые туристические потребности более-менее закрывают дорогие элитарные заведения в рамках общего предлагаемого меню, то в отдалении на периферии тот же картофель зачастую низведён до уровня не более чем заправки супов или гарнира ко второму блюду.
В плане оформления своей собственной кухни – для себя и гостей – белорусам, можно сказать, повезло. Родина картофеля – Южная Америка, откуда он был доставлен через Атлантику на запад. Позднее эта культура широко культивировалась в Европе среди самых разных слоёв общества – от высших до низших: наглядным подтверждением тому является картина Винсента Ван Гога «Едоки картофеля», написанная в нидерландском селении Нюэнен в 1885 году. Но только в Беларуси при относительно небольшом по хронологическим меркам периоде возделывания картофель успел стать одним из кодов национальной самоидентификации. И этот код будет находиться под постоянной угрозой утраты до тех пор, пока белорусское меню общепит замещает активно рекламируемыми пиццой, бургерами, хинкали и шаурмой.
Существует известная шутка всерьёз о том, что изготовление чипсов является искусством продажи одной картофелины по цене мешка. Точно также перестают шокировать новости о предложении картофельных драников в объектах придорожного сервиса по цене отборной мясной вырезки. И вопрос тут не только в том, что стоимость исходного сырья является копеечной – до рубля, а чек, соответственно, накручивается в разы. Безусловно, для тех же белорусов и гостей из-за рубежа цена блюд из картофеля должна быть демократической доступной. Но не потому ли они сегодня предлагаются втридорога, словно заморские деликатесы, если на эти блюда нет соответствующей массовой востребованности даже при более низкой стоимости у самих белорусов: мол, картошку мы и дома поедим?
Положа руку на сердце, приходится признать: сегодня, когда среднестатистический белорусский городской житель плотно «подсел» на интернациональный фастфуд, шансы выжить и остаться надолго у тематически ориентированного картофельного бистро или ресторана в самой Беларуси преимущественно за счёт приезжих относительно невелики. Вместе с тем, популяризировать традиционную белорусскую народную кухню с экспериментальными «ноу-хау» можно и нужно через те же региональные культмассовые мероприятия со своими «вишенками», «изюминками» и картофелинками. Недавний гастрономический фестиваль «Жабинковский драник» это успешно доказал.
Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Поделиться ссылкой:
Popularity: 1%
