Происшествия на железнодорожных путях необщего пользования в Брестской области

Путешествуя железнодорожным транспортом из окна вагона можно часто увидеть, особенно в крупных населенных пунктах, железнодорожные пути, которые отходят от главного пути и упираются в ворота, либо скрываются вдали, в ближайшей лесополосе. Чаще всего это так называемые подъездные пути, либо по-другому — пути необщего пользования. Железнодорожные подъездные пути связывают общую сеть железных дорог непосредственно с местами производства, хранения и потребления грузов. На этих путях принимаются к перевозке железной дорогой, а также выдаются грузополучателям большинство промышленных товаров, материалов и оборудования, перевозимых Белорусской железной дорогой.

В зоне ответственности Брестского отделения Белорусской железной дороги находятся 142 железнодорожных пути необщего пользования, Барановичского отделения Белорусской железной дороги — 179 железнодорожных путей необщего пользования.  Конструкция и состояние таких железнодорожных путей должны соответствовать нормам и правилам и обеспечивать безопасный пропуск локомотивов, иного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для их обслуживания.

В Брестской области в первом квартале 2023 года произошли случаи не обеспечения безопасности движения вагонов на подъездных путях предприятий, в результате которых произошли сходы вагонов с рельс:

— в марте на железнодорожном пути необщего пользования, примыкающем к железнодорожной станции Мотыкалы РУП «Брестское отделение Бел.ж.д.», принадлежащем одному из предприятий Брестского района, был допущен сход трех вагонов всеми колесными парами. Причиной тому стало несанкционированное передвижение вагонов работниками предприятия с использованием автотракторной техники (автопогрузчиком), что запрещено инструкцией по обслуживанию и организации движения на пути необщего пользования. Сход вагонов произошел на сбрасывающем остряке — устройстве, исключающем самопроизвольный выход железнодорожного подвижного состава на другие железнодорожные пути и маршруты приема, следования и отправления поездов на станции. Не будь путь данного предприятия оборудован таким предохранительным устройством – последствия самопроизвольного движения вагонов с выездом на железнодорожные пути станции были бы плачевными;

— также в марте на железнодорожном пути необщего пользования промышленного предприятия в Лунинецком районе, примыкающем к железнодорожной станции Ситница УП «Барановичское отделение Бел.ж.д.», при передвижении маневровой лебедкой вагонов произошло несанкционированное движение шести вагонов с последующим наездом на тупиковую призму и сходом одного колеса колесной пары одного вагона. Причиной произошедшего явилось то, что работники предприятия проигнорировали правила закрепления железнодорожного подвижного состава средствами закрепления (тормозными башмаками), в результате чего при производстве маневровой работы с использованием лебедки шесть вагонов на пути оказались не закреплены, и на имеющемся уклоне пути начали движение в сторону тупика.

Стоит отметить, что у допустивших сходы предприятий, ранее выявлялись факты передвижения вагонов автотракторной техникой, то есть работники предприятий не в первый раз нарушают требования руководящих документов по обслуживанию и организации движения на путях необщего пользования.

В свою очередь сходы вагонов обходятся для нерадивых владельцев железнодорожных путей «в копеечку». Затраты, связанные с ликвидацией последствий событий, а это подъем подвижного состава на рельсы с использованием специальной техники и привлечением работников железной дороги, восстановление рельсо-шпальной решетки, ремонт вагонов, достигают десятков тысяч рублей.

Состояние железнодорожных путей необщего пользования находится на постоянном контроле филиала Транспортной инспекции по Брестской области. Так в 2023 году проведено 9 мониторингов состояния безопасности транспортной деятельности при эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования в предприятиях и организациях, по результатам которых выявлено 108 нарушений в содержании путей необщего пользования. Всем субъектам хозяйствования направлены рекомендации по устранению нарушений.

Также проводятся выборочные проверки соблюдения законодательства о транспортной деятельности при эксплуатации железнодорожного транспорта. За прошедший период 2023 года в организациях – владельцах подъездных путей проведены 3 выборочные проверки. Выявлено в результате проверок 52 нарушения требований законодательства в содержании путей необщего пользования, всем предприятиям направлены требования (предписания) об устранении нарушений. Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение требования (предписания), либо непринятие мер к устранению указанных в нем нарушений влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Основными нарушениями, выявленными в ходе проведения выборочных проверок и мониторингов являются:

— нарушения в содержании путевого хозяйства и стрелочных переводов;

— нарушения порядка использования инструмента строгого учета (тормозных башмаков);

— нарушения порядка ведения документации (технический паспорт, инструкция по движению) на железнодорожные пути необщего пользования;

— нарушения в содержании железнодорожных переездов (техпроездов), железнодорожных пешеходных переходов;

— прочие нарушения (нарушение порядка использования устройств перемещения вагонов, погрузки-выгрузки грузов, путевых и сигнальных знаков и пр.).

Филиал Транспортной инспекции по Брестской области напоминает предприятиям, организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим на своем балансе железнодорожные пути, о необходимости содержания их в технически исправном состоянии, об обеспечении безопасности движения железнодорожного транспорта.

Мацука Андрей Владимирович, начальник регионального отдела контроля железнодорожного транспорта в г. Брест

Поделиться ссылкой:

Popularity: 1%

Сельская праўда

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.