Святая встреча

Святая встреча

Анатолий БЕНЗЕРУК.

15 февраля православные отмечают один из наиболее значимых двунадесятых праздников — Сретение Господне.
НА СОРОКОВОЙ ДЕНЬ после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Мария вместе с Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся младенца Иисуса. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Мария с Иосифом и принесли Младенца Иисуса в храм, а для жертвы — двух птенцов голубиных.
Церковнославянское слово «сретение» переводится как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом.
Симеон Богомолец, человек праведный и благочестивый, по преданию, был одним из 72 учёных толковников-переводчиков, которым египетский фараон Птолемей Филадельф в III веке до Рождества Христова поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исаии, он прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества.
Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Эти слова праведного Симеона стали молитвой. Она имеет важное богослужебное значение и поётся дважды: в конце вечерни (как малой, так и великой во время Всенощного бдения) и на «Благодарственных молитвах по Святом Причащении» по окончании Божественной литургии.
Иосиф и Мария были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Марии, предсказал Ей о Младенце: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».
Тут же, в храме, была благочестивая 84-летняя вдова Анна Пророчица, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.
ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре с IV века. (Древнейшим историческим свидетельством о празднике является отчёт о путешествии в Святую Землю паломницы Эгерии). В качестве самостоятельного праздника годового календаря Сретение утвердилось в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской — спустя примерно полвека.
Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно близко праздникам Богородичным. И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Богоматерь, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своём построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в пророческих словах Симеона Богоприимца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий». Эти слова полны смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времён и чаяния грядущего Суда и Будущего Века.
Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Не случайно святитель Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству».

Popularity: 1%

Top