Подготовительные недели перед Великим постом

Пост – дар древний;
пост – драгоценность отцов.
Он современен человечеству.
Пост узаконен в раю.
Святитель Василий Великий.

Великий пост в 2018 году начнётся 19 февраля, но ему предшествует несколько подготовительных недель. В чём смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания существуют в эти дни?
ПОДГОТОВКА к Великому посту начинается за четыре недели и три Седмицы (21 календарный день). Необходимо помнить, что слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей».
В подготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.
Такое приготовление к посту есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту.

Неделя о мытаре и фарисее

ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, с которого начинается подготовка к Великому посту в этом году, припадает на 28 января и именуется Неделей о мытаре и фарисее. Название взято из одноименной евангельской притчи, которая гласит о том, что человеку грешно хвалиться и любоваться своими деяниями. Гордыня – главное препятствие на пути к покаянию и духовному очищению.
28 января – 3 февраля – Сплошная седмица. Пост ещё не соблюдается, разрешено есть всё, в том числе и скоромную пищу (мясо, яйца, молоко, рыбу), среда и пятница – не исключение. Отменяя в Неделю о мытаре и фарисее в среду и пятницу уставной пост, святая Церковь желает нас предостеречь от фарисейской гордости и самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни. Святые отцы учат, что всё это нужно исполнять, но видеть в этом средство к стяжанию духовных плодов.

Неделя о блудном сыне

ОКАНЧИВАЕТСЯ Сплошная седмица в воскресенье 4 февраля. Этот день называется Неделей о блудном сыне, когда в храме читается Евангелие, в котором повествуется следующая притча. Сын прогулял в праздной жизни наследство, полученное от богатства отца. Осознав свой грех, сын пришёл просить покаяния и милостыни. Отец, увидев рыдающее чадо, обрадовался и простил нерадивое дитя. Предание учит верующих доброте, осознанию своих греховных деяний, покаянию перед Господом, а также способности к прощению и милосердию. Притча показывает: вовремя осознать, что выбранный путь неверен, и прийти к Богу с покаянием – единственно верный путь, ведущий к спасению души.
Следующая седмица длится с 5 по 11 февраля — это время чередования постных дней (среда и пятница) с обычными.
10 февраля наступает Вселенская родительская суббота. В церковном календаре существуют особые дни поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан.

Неделя о Страшном суде

СЛЕДУЮЩЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, которое припадает на 11 февраля, называется Неделей о Страшном суде, или Мясопустной. Это последняя перед Великим постом неделя, когда на стол разрешено подавать мясную пищу. Во время богослужения Церковь предлагает вниманию верующих притчу о Страшном суде живых и мертвых, напоминая о том, что за совершенные греховные деяния во время Суда придётся ответить каждому человеку.
С 12 по 18 февраля длится завершающая Седмица перед Великим постом. Именуется она Сырной, Мясопустной или Масленицей. Мясную пищу употреблять запрещено, все остальные продукты, в том числе рыба, яйца, молоко разрешается.

Воскресенье перед Великим постом

В ЭТОМ ГОДУ 18 февраля – заключительный день подготовки к Великому посту, именуемый Прощённым воскресеньем, или Сыропустной неделей. В последний раз перед началом поста разрешается употреблять в пищу масло, молоко и молочные продукты. Верующие в этот день собираются в храме, где после вечерней службы совершается Чин прощения, во время которого все прихожане просят друг у друга прощения, а у церкви и Бога – отпущения грехов, чтобы войти в Великий пост с чистой душой и светлыми помыслами.
Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда монахи-подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И, конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал Чин прощения, чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и – благодаря этому – с Самим Богом.
Встретим Великий пост с радостью и молитвенным настроением! Попостимся постом приятным!

Священник Андрей ПЕТРУСЕВИЧ.

Поделиться ссылкой:

Popularity: 1%

Сельская праўда

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.