Вечные ценности Дмитрия Астрахана

Вечные ценности Дмитрия Астрахана

Дарья НИКОНЧУК. Фото автора.

В преддверии праздника хочу рассказать читателям «СП» о своей незабываемой встрече с известным режиссёром театра и кино Дмитрием Астраханом, творчество которого тесно связано с Беларусью. В Минске Дмитрий Хананович снял более 20 картин, неоднократно занимался постановкой спектаклей на сценах белорусских театров, а также являлся ведущим проекта ОНТ «Я пою». В одну из поездок в столицу он стал гостем Международного медиа-клуба «Формат-А3» и в Доме прессы встретился с журналистами и искусствоведами, рядовыми зрителями.

Именно в Минске и его окрестностях в течение последних двадцати лет снималось большинство работ режиссёра. Среди них «Зал ожидания», современная нашумевшая картина «Деточки», а этим летом в столице проходили съёмки мелодрамы «Жизнь после жизни» – совместного проекта «Беларусьфильма» и российской компании МАВР. В творческой копилке Дмитрия Астрахана всенародно любимые «Ты у меня одна», «Всё будет хорошо», «Перекрёсток», «Подари мне лунный свет» и многие другие кинокартины. Он знаком и с белорусскими труппами. В стенах Современного художественного театра режиссировал лирическую мелодраму «С тобой», а в прошлом году представил аншлаговую комедию «Леди на день» в драмтеатре им. М. Горького. Этой осенью на горьковской сцене Дмитрий Астрахан начал готовить спектакль «Четвёртая планета».
– Я вообще случайно во всё это попал, – рассказывал гостям Дома прессы Дмитрий Астрахан. – Мне где-то лет 18, несчастный роман, девушка меня бросила, а я переживал страшно – говорю правду. И вот я маялся. Оказался в гостях у одной знакомой, а она вечером ходила в театральную студию. Ну, стало интересно, чем они там занимаются. Пришли вместе на репетицию, руководитель попросил меня что-нибудь прочесть. Я как нормальный мальчик стихи помнил, знал и прочёл «Реквием» Ахматовой, потом ещё сыграл какой-то этюд. Ночью позвонила эта знакомая и сказала, что я понравился руководителю и тот зовёт меня играть главную роль. Я понял, что имею дело с умным человеком: сразу разглядел, что встретил дарование.
Громкий голос Дмитрия Ханановича, его удивительная харизма и уверенность, тонкий юмор гипнотизировали зал. Хотелось ловить каждое его слово, ближе узнавать известного и талантливого режиссёра.
– На премьеру пришла вся моя семья, и им понравилось, – продолжил мэтр кинематографа. – Мне тоже казалось, что я в нужном месте. Просто был хороший режиссёр, актёры очень органично смотрелись на сцене. Сейчас покажу, как работает режиссёр на примере небольшого отрывка из пьесы Шварца «Красная Шапочка».
И Дмитрий Астрахан погрузился в привычную среду, чётко объяснял присутствующим все нюансы своей творческой работы, щедро делился знаниями, умениями и открытиями, которые сделал за годы работы.
– Ситуация непростая, – констатировал гость. – Режиссёр должен заставить людей делать то, что ему надо. Причём как? Добровольно! Поэтому нужно увлечь актёра, а он должен поверить, что ты имеешь право им руководить. Неважно, молодой ты режиссёр или известный, всё равно каждый раз приходишь к артистам и доказываешь им это. Сначала нужно найти ответ на вопрос, про что данная сцена. Режиссёр – циник. Он цинично разбирает мотивы героев. Делает это заранее и ведёт артиста к своему решению.
По мнению гостя, режиссёр даёт артисту смысл жизни, ему тогда есть о чём думать и фантазировать. Режиссёры ищут ответы на вопросы, только у каждого они свои, поэтому и трактовки у всех разные, как и спектакли. «Своими вопросами я подпираю актёра к стенке, чтобы он сам решил, что нужно играть именно так, а не иначе, – заметил Дмитрий Астрахан. – Это тоже входит в нашу профессию – заставить людей уважать себя». Гость заверил, что, например, в сложной пьесе Чехова или Островского нужно делать то же самое.
– Одинаково не просто поставить и хороший спектакль, и сделать хороший фильм, – признался известный режиссёр. – Очень важно, чтобы была колоссальная самоотдача, должно увлекать то, что ты делаешь. Так произошло со мной. Сначала пытался избежать этой профессии, даже поступил в Ленинградский электротехнический институт, но мне же хлопали, а я кланялся, это затягивает… Потом закончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Работал в Свердловском театре юного зрителя, в БДТ, а позже стал руководить петербургским Театром комедии им. Акимова. Я был самый молодой худрук! Вскоре занялся своим первым фильмом «Изыди!», был успех на «Кинотавре», стал колесить по миру и понял, что в моей жизни точно что-то происходит.
Дмитрий Хананович рассказал ещё много интересного, а в конце встречи собравшиеся решили забросать гостя вопросами. Их интересовало, откуда режиссёр берёт энергию, что снимает сейчас, кто для него герои нашего времени, какие фильмы любит сам, что считает вечными ценностями и почему так любит Минск.
– Здесь люди не суетные, и мне это нравится, – ответил режиссёр. – Комфортно себя чувствую, люблю гулять пешком по улицам столицы. До сих пор помню, как отец впервые привёз меня сюда и повёл на площадь Победы. Всё движется по кругу: родители начинали свою жизнь в Беларуси (папа из Борисова, а мама из Гомеля), а я продолжил тут заниматься творчеством. Наверное, от них передалась эта энергия, и очень люблю то, чем занимаюсь. Считаю, что мои фильмы – это и есть истории героев нашего времени. Сам люблю весёлое и развлекательное кино. Нравятся старые голливудские фильмы и наши советские, не отказываюсь от просмотра современной фантастики. А ценности одинаковы во все времена: порядочность, дружба, чувство долга, верность. Как раз об этом мой последний фильм.

Popularity: 1%

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*