Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 года
№ 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» введены новации в порядок проведения государственного контроля в Республике.

Основные цели Указа № 376 – смещение акцента в контрольной деятельности на профилактическую работу, замену плановых проверок выборочными, ограничение необоснованного вмешательства контролеров в работу субъектов хозяйствования и усиление ответственности проверяющих за свои действия. При Комитете государственного контроля предусматривается создание Межведомственного совета по контрольной (надзорной) деятельности, основной задачей которого будет анализ состояния контрольной (надзорной) деятельности в республике.

Новые подходы значительно сократят общее количество проверок.  Кроме того, начиная с 2018 года не будут осуществляться плановые проверки и только в 2019 году их место займут выборочные проверки.

Сегодня количество проводимых проверок действительно высоко, хоть и имеет ежегодную тенденцию к сокращению. К примеру, по данным интегрированной автоматизированной системы контрольной деятельности  Республики Беларусь в 2015 году было проведено 137  тысяч проверок, в 2016 году – 119 тысяч. Отдельные крупные предприятия проверялись различными контролирующими (надзорными) органами по десять и более раз в течение года. В 2016 и 2017 годах Комитет государственного контроля Брестской области проводил мониторинг целесообразности назначения проверок в данных субъектах. Мониторингом ежегодно было охвачено 15 крупных организаций. Количество проверок в данных субъектах в 2017 году «нормализовалось». Но, безусловно, охватить таким ручным управлением все субъекты невозможно.

В Указе закреплен  комплекс мер для снижения количества проверок добросовестных субъектов хозяйствования. Главная мера – это  переход на риск-ориентированную модель выбора субъектов проверок. Это принцип мировой практики. Он предусматривает активное использование системы управления рисками в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности органов власти.

Модель контрольно-надзорной деятельности, действующая до
2010 года, обязывала контролирующие органы осуществлять с заданной периодичностью сплошную проверку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что зачастую приводило к неэффективному расходованию ресурсов как государственных структур, так и бизнеса. В редакции Указа № 510 от 16 октября 2009 года был уже заложен риск-ориентированный подход к выбору субъектов проверок. Каждый контролирующий (надзорный) орган должен был распределить подконтрольные субъекты проверок на три группы риска. Субъекты, отнесенные к высокой группе риска, можно было проверять каждый год. Однако система простых критериев позволяла относить значительное количество субъектов к высокой группе риска. Например, строительные или страховые организации. В результате, даже самые добропорядочные организации можно было планово проверять ежегодно. По сути, в практике планирования проверок самым значимым критерием оставался принцип периодичности (плановости) проверок крупных подконтрольных объектов.

В 2017 году проведено существенное сокращение количества государственных контролеров. Поэтому использование старых подходов может привести к отсутствию возможности обеспечить приемлемый уровень безопасности охраняемых законом ценностей. В связи с чем будет создана система выбора субъектов проверок на основе комплекса оснований, позволяющих полагать, что на предприятии нарушается закон.

Построение такой системы управления рисками, принятие мер по оценке и анализу риска на основании объективных и достоверных данных, периодическая переоценка рисков, основанная на изменении источников, потребует значительной аналитической работы контролирующих органов. Она должна быть основана на наличии значительной информационной базы, а также адекватных информационных решений по сбору, обобщению и анализу данных о субъектах проверок. Потребуется значительная доработка интегрированной автоматизированной системы контрольной деятельности  Республики Беларусь.

Контролирующим (надзорным) органам станет сложнее назначать и внеплановые проверки, так как сокращаются основания для их назначения. При этом в ходе внеплановой проверки подлежат изучению только выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов факты и обстоятельства, послужившие причиной для назначения данной внеплановой проверки. Исключается возможность правоохранительным органам давать поручения на проведение проверки по находящимся у них в производстве материалам. Проверки будут проводиться только по возбужденному уголовному делу.

Также исключается возможность вынесения контролером предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта, его цехов, оборудования, производства. Приостанавливать свою деятельность или нет, будет решать исключительно руководитель предприятия на основании рекомендаций проверяющих. При этом за свои действия, связанные с устранением выявленных нарушений, руководитель будет нести всю полноту ответственности.

Нововведения в порядке контрольной деятельности вступают в силу в несколько этапов.

С 18 октября 2017 года органам государственного управления даны поручения по доработке норм законодательства в соответствии с требованиями Указа № 376. В частности, поручено совершенствование интегрированной автоматизированной системы контрольной деятельности, утверждение методики формирования системы оценки степени риска, составление макетов чек-листов, которые будут обязательными для использоваться контролирующими органами при назначении проверок, начиная с 1 января 2018 года. Комитету государственного контроля предоставлено право, составлять административные протоколы за правонарушения, совершенные должностными лицами контролирующих органов.

C 1 декабря 2017 года при Комитете государственного контроля создается Межведомственный совет по контрольной деятельности. Совет будет координировать и анализировать состояние контрольной деятельности.

С 1 января 2018 года вводятся в действие все остальные изменения в контрольной деятельности.

Реализация соответствующих положений Указа позволит выстроить более рациональную систему государственного контроля, повысить прозрачность деятельности контролирующих (надзорных) органов, исключить излишнее, не обоснованное объективными причинами обременение субъектов хозяйствования проверочными мероприятиями.

 

 

 

Popularity: 1%

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*