Святло духоўнасці і веры (№2)

Святло духоўнасці і веры (№2)


Кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения перед Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия…, пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие.
Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и само воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушной в исполнении заповедей. Святитель ИОАНН ЗЛАТОУСТ.

ВОПРОСЫ О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ клирику Свято-Покровского храма г. Жабинка Андрею ПЕТРУСЕВИЧУ

– Великий пост имеет определенную продолжительность. С каким событием это связано? Почему именно столько дней необходимо его соблюдать?

– Пост, приготовляющий нас к святой Пасхе, называется Великим не только ввиду его духовной значимости, но и по причине наибольшей продолжительности. По иному Великий пост называют Святой Четыредесятницей.

В Церкви Четыредесятница установлена в воспоминание поста Господа нашего Иисуса Христа в пустыне (Мф.4:2; Лк.4:2), где Он ничего не ел, искушаемый дьяволом, в течение сорока дней (поэтому и пост именуется Четыредесятницей). Этим Он не только освятил пост личным примером, но и повелел поститься Своим ученикам. Святые апостолы приготовляли себя к службе постом, они повелели поститься всем христианам. Это нашло письменное выражение в таком каноническом документе, как «Правила Святых Апостолов»: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен» (Правило 69).

– Почему нередко именно в пост так обостряются отношения и на работе, и личные? Происходят ссоры, из которых потом трудно выйти. Как избежать таких ситуаций или не допустить их?

– Основная причина в том, что часто мы заботимся лишь о посте телесном, очень внимательно вычитывая ингредиенты на упаковках (чтобы не нарушить пост), но забываем о том, что пост духовный намного важнее. Старцы говорили: «Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте». То есть при всей важности телесного поста намного важнее так проводить пост, чтобы не изнемогать от голода и усталости (а при этом обычно появляется раздражительность) и из-за этого не обострять отношения с ближними.

Нужно очень внимательно относиться к своему внутреннему настрою, стараться быть спокойными и доброжелательными со всеми, регулярно молиться. Скажем, каждый час посвящать одну-две минутки чтению молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!» Согрешили раздражительностью – тут же горячо кайтесь перед Господом, просите прощения у того, кого обидели. Просите у Господа даровать вам смирение, терпение и кротость.

– Чем отличается время поста от обычного времени для человека, который и так ведет строгую духовную жизнь (приступает к Таинствам Исповеди и Причастию, посещает храм, соблюдает посты и т.д.)? Что и как надо менять?

– Пост – особое время познания собственной немощи и преодоления собственного «я». Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас, мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями. Это осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь.

Следующий пост приносит нечто своё. Поэтому и говорят Отцы, что посты – это лестница, которая ведёт нас в Небо. Если же у вас есть ощущение, что пост даётся вам легко, то посоветуйтесь с духовником или с тем священником, у которого постоянно исповедуетесь. Вам помогут понять, что именно не так, в чём причина этой расслабляющей лёгкости.

Бывает, что благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей. Есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста, так как несовершенство не снаружи, оно внутри нас, и пост помогает увидеть его.

Великий пост 2016 года: какие службы не пропустить?

Святая Четыредесятница

  Вечером, в первые четыре дня Великого поста, с 14 по 17 марта, в храмах совершается чтение Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского.

По средам и пятницам в течение всего Великого поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

После Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой недели поста (18 марта) освящается коливо (сваренные с медом зерна пшеницы, риса) в память святого мученика Феодора Тирона.

В первое воскресенье Великого поста (20 марта), в неделю Торжества Православия, в храмах по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества Православия.

Во вторую, третью и четвёртую субботы Великого поста (26 марта, 2 и 9 апреля) Церковь совершает поминовение усопших. Накануне, вечером в пятницу, проходит особое заупокойное богослужение – Парастас.

Третье воскресенье Великого поста (3 апреля) – неделя Крестопоклонная, на Всенощном бдении совершается чин поклонения Кресту. Следующая за этим днём неделя считается особо строгой.

7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

В среду 5-ой недели Великого поста (13 апреля) вечером читается Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской – Стояние Марии Египетской.

В пятницу на той же неделе (15 апреля) накануне Субботы Акафиста (праздник Похвалы Богородицы), на утрене читается акафист Божией Матери.

24 апреля – Вербное воскресенье (неделя Ваий, или Цветоносная – праздник Вход Господень в Иерусалим). На всенощном бдении накануне по традиции освящаются вербы (или пальмы). Так завершается Великий пост и начинается Страстная седмица.

Страстная седмица

25 апреля, в понедельник, – начало Страстной седмицы – особенно строгий период Великого поста. В эти дни вспоминаются последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа.

27 апреля, в Великую Среду последний раз в году совершается Литургия Прежде-освященных Даров.

28 апреля, в Великий Четверг, – воспоминание Тайной Вечери. Сове-ршается главная литургия года в память установления Таинства Евхаристии. Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних.

29 апреля, Великая Пятница, – воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается. Утром читаются Царские часы, посвященные Страстям Господним. Днем – вечерня с выносом Плащаницы. Вечером – утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы.

Утром 30 апреля, в Великую Субботу, совершается вечерня с литургией Василия Великого, после которой, как правило, начинается освящение пасхальной снеди. В Великую Субботу вечером в храмах читаются Деяния апостолов. Ближе к полуночи в Великую Субботу совершается полунощница с каноном «Плач Пресвятой Богородицы», после чего Плащаницу уносят в алтарь и начинается Пасхальная заутреня.

роспятие1 мая – великий праздник Пасхи Господней.

 

На здымку: распяцце – сімвал Хрыстовых пакут у Свята-Уладзіміраўскай царкве в. Чыжэўшчына. Фота Ірыны ЖУК.

Як абнавіўся абраз у Целяках

Гэтае пісьмо ад 5 снежня 1930 года, напісанае настаяцелем Свята-Мікалаеўскай царквы ў Азятах, неяк трапіла ў архіўныя дакументы Свята-Мікітаўскай царквы ў Здзітаве.

Настаяцель Свята-Мікалаеўскага храма айцец Мікалай Руткоўскі запрашаў вернікаў з другіх прыходаў прыняць удзел ва ўрачыстым перанясенні абраза Казанскай Божай Маці, які цудадзейна абнавіўся ў хаце жыхаркі вёскі Целякі Фёклы Блахі. З бласлаўлення архіепіскапа Аляксандра гэтая ўрачыстая падзея была назначана на 19 снежня, калі святкаваўся дзень памяці свяціцеля Мікалая Цудатворца.

А перад гэтым у прыходзе адбыліся наступныя драматычныя падзеі. У хаце вышэй згаданай Фёклы цудадзейна абнавіўся абраз святых Канстанціна і Алены. Нагадаем, Кансанцін Вялікі быў імператарам, што спыніў ганенні на хрысціян і зрабіў у пачатку ІV стагоддзя веру Хрыстову галоўнай у Рымскай імперыі. А ягоная маці Алена адшукала рэшткі святога распяцця – сімвала Божых пакут і чалавечага выратавання праз тыя пакуты.

19 кастрычніка 1930 года з вялікай радасцю настаяцель з прыхаджанамі перанеслі гэты абраз у Свята-Мікалаеўскую царкву. Прыемная вестка хутка разляцелася па наваколлях. Царкву наведвалі шматлікія паломнікі з бліжэйшых прыходаў і нават з аддаленых мясцін. Прыйшлі багамольцы з-пад Брэст-Літоўска і мястэчка Дзівін. Аднак на гэты час цудадзейнай іконы ў царкве не было. А здарылася вось што.

У гаспадарцы Блахі працаваў парабак Іван Хамук, які быў сведкам абнаўлення і прасіў прадаць яму цудадзейны абраз. Богалюбівая хрысціянка адмовіла ў гэтым. Тады Хамук задумаў скрасці абраз з царквы. 1 лістапада пад час вячэрняга богаслужэння ён прабраўся на званіцу, дачакаўся, пакуль усе пакінуць храм, спусціўся па вяроўцы ў царкву і забраў абраз святых Канстанціна і Алены. Што парабак зрабіў з ім, дакладна невядома. Калі яго арыштавалі, на допыце адказаў:

– Я яго спаліў, хацеў даведацца, якой сілай ён быў абноўлены – Божай ці д’ябальскай?

Праз тыдзень пасля крадзяжу ў дзень памяці святога Дзмітрыя Салунскага (8 лістапада) у Азяты прыйшло шмат паломнікаў з далёкіх месцаў, каб убачыць абноўлены абраз і ўхваліць Госпада. Засмучаныя тым, што здарылася, яны пайшлі ў вёску Целякі, каб пакланіцца месцу, дзе адбыўся цуд. У хаце Блахі яны шчыра са слязьмі маліліся і раптам убачылі: іншы абраз – Казанскай Божай Маці – стаў абнаўляцца. Раней ён быў цёмным і патускнелым, а цяпер пачаў асвятляцца. З вялікай радасцю вернікі вярнуліся ў Свята-Мікалаеўскую царкву і паведамілі, што па вялікай міласці Божай яны ўцешыліся ад ранейшага смутку і першымі ўбачылі цуд абнаўлення абраза.

Менавіта ён і быў з урачыстасцю перанесены ў Свята-Мікалаеўскую царкву 19 снежня 1930 года, пра што сведчыць стары дакумент. Міхаіл КУЗІЧ, г. Жабінка. Пастскрыптум. Калі хто ведае пра далейшы лёс таго абраза, прашу паведаміць па тэлефоне 23-7-84.

 

20 марта в храмах Жабинковского благочиния будет совершено молебное пение в память Торжества Православия – восстановления иконопочитания в 843 году.

22 марта в день памяти Сорока Севастийских мучеников в Свято-Покровском храме г. Жабинка пройдет Литургия Преждеосвященных Даров, освящение воды и молебен на начало сельхозработ.

3 апреля и 8 мая в Свято-Покровской церкви – молебен о плодоносящих (беременных) женщинах.

8 апреля в 7.15 Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Покровском храме возглавит Преосвященный Иоанн, епископ Брестский и Кобринский, в сослужении духовенства благочиния.

3 мая в день памяти святого мученика младенца Гавриила Белостокского, покровителя детей и молодежи, в Свято-Покровской церкви г. Жабинка будет совершена Божественная Литургия и молебен о детях.

10 мая в храмах благочиния пройдут заупокойные богослужения Радоницы – пасхального поминовения усопших.

11 мая в 18.00 на территории храма в честь святителя Кирилла Туровского в г. Жабинка будет совершен Молебен с Акафистом святителю Кириллу.

Старонку падрыхтаваў Анатоль Бензярук.

 

Поделиться ссылкой:

Popularity: 1%

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Top